Новости

Занятия в «Школе наблюдателей»

Уважаемые волонтеры!

Сообщаем вам о начале обучения наблюдателей. Курс подготовки состоит из трех частей.

Первое занятие будет посвящено общим положениям, особенностям трехдневного голосования и описанию событий, которые будут происходить 17-19 сентября до начала подсчета голосов.
На втором занятии предстоит подробный разбор всех особенностей подсчета голосов, который начнется 19 сентября в 20:00.
Третье занятие будет совмещено с выдачей направлений. На нем будет обзор раздаточных материалов, рассказ о том, как подавать жалобы, краткий инструктаж и ответы на вопросы.

Первое занятие будет проходить 7-8 сентября одновременно в очной форме и в виде Zoom-конференции. Начало в 18:15. Длительность – примерно 1,5 часа.
Второе занятие будет проходить 9-10 сентября также в двух формах, с началом в 18:15 и с той же длительностью.
Оба занятия будут проводиться также в субботу 11 сентября. Время начала будет сообщено дополнительно.

Уважаемые волонтеры! Избирательный процесс имеет многие особенности, которые вы сможете узнать только в ходе обучения. Не пренебрегайте подготовкой, которая поможет вам работать с наибольшей эффективностью. Ознакомьтесь и по возможности распечатайте малый комплект пособий, прикрепленных к данному сообщению. Если они будут у вас под рукой во время занятий, это поможет усвоению материала.

Первое занятие состоится по адресу: ул. Татарстан 22 офис 502. Начало в 18:15.
Приходите либо подключайтесь к конференции Zoom:
https://us02web.zoom.us/j/89750104402?pwd=MUdQRmtLc0gyWmxQaTVxZHAzQ1hWZz09
Идентификатор конференции: 897 5010 4402
Код доступа: 743211

Приложения

 

[свернуть]

Избран новый состав руководящих органов АНТ

27 марта 2021 года состоялось отчётно-выборное общее собрание Ассоциации наблюдателей Татарстана (АНТ).

Заслушав отчёт совета АНТ о его работе и рассмотрев другие вопросы, собрание решило:

  1. Работу совета АНТ признать удовлетворительной.
  2. Срок полномочий нового состава выборных руководящих органов АНТ установить равным одному году.
  3. Численность совета АНТ установить равной пяти участникам АНТ.
  4. Членами совета АНТ на альтернативной основе избраны: Азат Габдульвалеев, Ильдар Киямов, Дмитрий Первухин, Александра Полупуднова и Владимир Соловцов.
  5. Координатором АНТ на альтернативной основе избран Азат Габдульвалеев.
  6. Заместителем координатора АНТ на альтернативной основе в два тура избран Владимир Соловцов.
  7. Обсуждены отдельные вопросы подготовки наблюдателей к предстоящим думским выборам и взаимодействия АНТ по этим проблемам с различными партиями и организациями.

О свежих изменениях выборного законодательства Татарстана

Государственный совет Республики Татарстан принял закон о многодневном голосовании, о запрете наблюдать на выборах и референдумах гражданам, не имеющим права голосовать на этих выборах и референдумах.

Ассоциация наблюдателей Татарстана уже выразила своё отношение к этому законопроекту.
И наше отношение к таким «новациям» не изменилось: их цель — облегчить фальсификацию результатов выборов, голосований и референдумов, затруднить и ограничить общественное наблюдение.

Лукавство введённого этим законом «ценза оседлости» для общественных наблюдателей за выборами и референдумами подчёркивает тот факт, что аналогичных ограничений нет для депутатов (законодателей) всех уровней.

Открытое обращение Ассоциации наблюдателей Татарстана к депутатам Государственного совета Республики Татарстан

В настоящее время в Государственном совете Республики Татарстан рассматривается законопроект от 01.10.2020 г. № 122-6 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан и отдельные законодательные акты Республики Татарстан».

Законопроект принят в первом чтении. Он предусматривает включение в Избирательный кодекс Татарстана поправок, согласно которым голосование на референдуме и голосование на выборах может проводиться в течение трёх дней подряд, а также может быть организовано голосование избирателей на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах (новые статьи 491 и 751 и др.). Кроме того, поправки вводят возможность голосования по почте и дистанционного электронного голосования (новые части 161 статьи 76 и 131 статьи 50) и определяют, что при проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, выборов в органы местного самоуправления на территории Татарстана наблюдателем может быть гражданин, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти Республики Татарстан, а при проведении референдума наблюдателем может быть гражданин, обладающий правом на участие в референдуме.

Далее...

Ассоциация наблюдателей Татарстана, имеющая более чем десятилетний опыт организации и проведения независимого наблюдения за выборами, голосованием и референдумами, уверена, что внесение таких поправок в Избирательный кодекс Татарстана имеет только одну цель – облегчить фальсификацию результатов выборов, голосований и референдумов. Республика Татарстан – субъект Федерации, широко известный своей застарелой культурой электоральных манипуляций, и эти изменения будут способствовать не избавлению от фальсификационных практик, а их расширению.

Введение многодневного голосования в 2020 году объяснялось заботой о здоровье граждан в период пандемии COVID-19, но в действительности сделало возможными масштабные фальсификации во время голосования по поправкам в Конституцию и на выборах 13 сентября. Участники Ассоциации наблюдателей Татарстана выявили целый ряд случаев подлога бюллетеней в сейф-пакетах, в которые упаковывались бюллетени проголосовавших граждан в конце каждого дня многодневного голосования и выборов (например, в сентябре на избирательных участках №№ 118, 243, 317, 361, 409, 1757).

Между тем опыт предшествующих лет показывает, что однодневное голосование никаких неудобств для избирателей не представляет.

Ассоциация наблюдателей Татарстана полагает также, что допуск к выборам и референдумам в качестве наблюдателей только тех, кто обладает правом участвовать в них в качестве избирателей, противоречит основополагающему принципу открытости и гласности выборов. В частности, опыт наблюдения АНТ за референдумами о самообложении в различных населенных пунктах Республики Татарстан показывает, что в тех случаях, когда на референдумах присутствовали независимые наблюдатели, референдумы признавались несостоявшимися из-за низкой явки избирателей. А в отсутствие независимых наблюдателей референдумы состоялись.

Мы уверены, что в случае принятия этих поправок и соответствующих изменений в организации выборов и референдумов произойдут дальнейшие снижение доверия к их результатам и делегитимизация избираемых лиц. Республика Татарстан ещё дальше отойдёт от цивилизованных практик волеизъявления граждан и в полной мере будет оправдывать название электорального султаната.

Мы призываем депутатов Госсовета Татарстана действовать в интересах граждан, проживающих в республике, а не в интересах несменяемой и теряющей легитимность власти и не вносить эти поправки в Избирательный кодекс Республики Татарстан.

[свернуть]

О наборе наблюдателей

Ассоциация наблюдателей Татарстана (АНТ) объявляет набор наблюдателей на выборы депутатов Государственной Думы РФ, планируемые на 19 сентября 2021 года.

Набор будет производиться во время митинга в воскресенье 14 февраля 2021 г. на пл. Тысячелетия. Ищите нас с 12 часов.

Заявку на участие в наблюдении можно также подать:

Набор сборщиков подписей

Желающие помочь в наборе наблюдателей на митинге могут написать в Telegram @sHhhHhhhsh. Прошу также сделать анонсы на вашу аудиторию в соцсетях.

Александра Полупуднова, участник АНТ

Об искусстве хождения по граблям. 2-я серия

В первой серии мы рассказали о казусе несовпадения фактически реализованных с установленными Избирательным кодексом Республики Татарстан контрольных соотношениях данных протоколов УИК об итогах голосования на выборах президента Республики Татарстан в недавний ЕДГ-2020 13 сентября с.г.

Ассоциация наблюдателей Татарстана тогда обратилась в ЦИКи Татарстана и России с обстоятельным письмом.

На которое 8 октября с.г. поступил оперативный, не менее обстоятельный, и даже исчерпывающий ответ. Суть которого вкратце звучит так: «изложенные в вашем обращении доводы основаны на неверном толковании норм избирательного законодательства«.

Оказывается, есть такое «Постановление ЦИК РТ от 09.09.2020 № 121/978», которым до УИКов республики доведены корректные контрольные соотношения, в точности совпадающие с нашей их версией.

И всё бы хорошо, но вот только то самое «Постановление ЦИК РТ от 09.09.2020 № 121/978» до настоящего времени нигде не опубликовано. Его нет даже на сайте ЦИКа Татарстана!

Далее...

В связи с этим, а также в связи с сомнительным правом ЦИКа Татарстана издавать нормативно-правовые акты, не соответствующие действующему Избирательному кодексу Татарстана, у АНТ возникли новые вопросы к ЦИКам Татарстана и России:

[свернуть]

Об искусстве хождения по граблям

Сладкая парочка — региональные законодатель и главный правоприменитель выборного законодательства (Государственный совет и ЦИК Татарстана соответственно) — в очередной раз (спустя 6 лет) отличились в умении наступать на грабли. К тому же грабли уже знакомые.

О чём речь?

В 2014-м году после памятной реабилитации досрочного голосования Конституционным судом России по всей стране накануне осеннего ЕДГ спешно вносились соответствующие изменения в федеральное и региональное выборное законодательство.

В Татарстане с такими спешными доработками решили не суетиться. Что из этого вышло — исчерпывающе описано в ЖЖ Азата Габдульвалеева, заместителя координатора Ассоциации наблюдателей Татарстана (тут и тут).

А в недавний ЕДГ-2020 случилось дежавю

Мятежный УИК № 361 Казани

Коллеги по Ассоциации наблюдателей Татарстана — Андрей Бояршинов и Алик Кириллович, члены УИК № 361 с правом решающего голоса — забавное рассказали про свой УИК.

Но «забава» та — скорее от печали: жизнь в который уж раз убедительно опровергает победные реляции ЦИК Татарстана к очередным выборам об «успешном завершении масштабной кампании всеобщего обучения членов избирательных комиссий всех уровней республики основам избирательного права России и Татарстана и практике применения этих знаний в работе избирательных комиссий по реализации и защите избирательных прав граждан, неуклонном росте правосознания избиркомов республики», с многочисленными параметрами успеха («проведено по всей республике столько-то занятий, обучено столько-то членов избиркомов, успешно сдано вновь обученными столько-то тестов, затрачено столько-то бюджетных средств», … бла-бла-бла).

Посмотрим же, как на деле эти неуклонно растущие знания и неуклонно крепнущие практические навыки применяют многоопытные и многограмотные члены участковой комиссии казанского избирательного участка № 361 (печально известного своими «тренировочными протоколами» на выборах депутатов Государственного совета Татарстана в ЕДГ-2019 — см. тут и тут).

Находится УИК № 361 в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» по адресу город Казань, Советский район, улица Восьмого Марта, 10. И состоит УИК (вот сюрприз!) преимущественно из педагогов той самой школы № 15 — комиссиеобразующего предприятия УИК № 361 — составляющих подавляющее (и даже «конституционное») большинство членов УИК № 361, включая всё руководство УИК. (Термин «конституционное большинство» здесь употреблён в том смысле, что составляющие это большинство педагоги школы № 15 одними только своими голосами способны решить любой вопрос, как отнесённый законом к компетенции УИКа, так и — мы увидим это далее — за пределами компетенции УИКа.)

Далее...

Эпизод первый.

13 сентября 2020 года на избирательном участке № 361 идёт подсчёт голосов. Все посторонние, не имеющие права находиться в тот момент в помещении УИКа, где идёт сие таинство, разумеется, из помещения давно удалены усилиями руководства УИК при поддержке грамотной и законопослушной полиции. (Ну разве может быть иначе?)

Но присмотримся, а что это за красавец-мужчина (с выправкой бравого гусара) на подсчёте голосов высыпает избирательные бюллетени из стационарных ящиков для голосования (вот, вот и вот)?… Ба, да это сам Иван Александрович Филатов, директор школы № 15!

При этом закон (п.п.1, 1.1 и 1.2 ст.30 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) не относит директора школы — начальника по работе для большинства членов УИК и распорядителя помещений избирательного участка № 361 — к числу лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, тем более на подсчёте голосов.

Руководство УИК так объяснило нашим коллегам законность его — И.А.Филатова — нахождения в помещении в тот момент: «он ответственный за АХЧ (административно-хозяйственную часть) и владелец помещений». Другими словами, «если по закону нельзя, но очень хочется, то можно».

— А как же закон? — уместен вопрос.
— Ну что «закон»… Мы сами с усами — напрашивается ответ УИКа. («Ну разве можно отказать начальнику?» — «Начальник всегда прав! Он выше закона»)

Эпизод второй.

Далее по ходу подсчёта голосов, когда бюллетени рассортированы по пачкам бюллетеней с голосами за кандидатов и партии, встаёт вопрос о способе подсчёта числа бюллетеней в каждой такой пачке.

Закон (п.18 ст.68 ФЗ «Об основных гарантиях…» № 67-ФЗ) гласит: «бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается».

Но УИКу требования закона не нравятся:
— А давайте по уголкам считать! И все пачки параллельно!
— Но закон же требует считать перекладыванием, — напоминают УИКу наши коллеги.
— А мы сейчас проголосуем. Кто за то, чтобы считать по уголкам и параллельно все пачки? Один, два, три, … — большинство «за»! Решение принято.
— Но закон же…
— Не мешайте работать! Решение УИКа принято. Исполняйте решение!

Вопросы же о:
— наличии у УИКа права менять установленные федеральным законом правила подсчёта голосов,
— соотношении юридической силы такого «решения УИК» против юридической силы федерального закона,
в светлые головы свежеобученных членов УИКа даже не приходят…

И ведь по уголкам считали.

Ну, анархисты, чо… Светлые, искренние, незамутнённые правосознанием души.

[свернуть]

Альянс независимых наблюдателей просит граждан помочь в сборе объективной информации об общероссийском голосовании

На 1 июля 2020 года назначено общероссийское голосование по изменению Конституции. Принятый порядок голосования не содержит достаточных гарантий того, что официальные итоги будут отражать реальную волю граждан. Этот порядок по многим позициям не соответствует стандартам  проведения выборов и референдумов в нашей стране и в мире.

Вызывает обеспокоенность спешка, с которой проводится голосование в период эпидемии, и использование сомнительных способов голосования.

Альянс независимых наблюдателей, в который вошли общественные объединения «Ассоциация наблюдателей Татарстана», «Выборы. Народный контроль», «Голос», «Гражданин наблюдатель», «Наблюдатели Петербурга», «Народный избирком», «Сонар», приглашает помочь в сборе объективной информации — это необходимо для того, чтобы показать обществу как в действительности пройдет общероссийское голосование.

Речь идет о том, чтобы в дни голосования сообщить информацию о числе проголосовавших разными способами, о соблюдении процедур подсчета голосов и об итогах голосования. Зарегистрированные Альянсом участники сбора информации получат методическую помощь по наблюдению и в передаче информации.

Альянс аккумулирует и анализирует полученную информацию, а также публикует её.

Дорогие друзья, ваше участие в наблюдении важно для всего общества, но просим учитывать возможные риски, связанные с пандемией.

Подробная информация на сайте constitution.observer.

Независимые наблюдатели объединились в Альянс для гражданского контроля за общероссийским голосованием

На 1 июля 2020 года назначено общероссийское голосование по изменению Конституции России. Организаторы голосования предприняли беспрецедентные шаги, которые снижают его прозрачность и гарантии честности, радикально сокращают возможности для контроля со стороны граждан. Общероссийское голосование не только не соответствует общепризнанным стандартам проведения плебисцитов, но и проводится в условиях продолжающейся пандемии.

Руководствуясь необходимостью показать обществу, как в действительности пройдет общероссийское голосование, наблюдательские объединения — «Ассоциация наблюдателей Татарстана», «Выборы. Народный контроль», «Голос», «Гражданин наблюдатель», «Наблюдатели Петербурга», «Народный избирком», «Сонар» — создали  Альянс независимых наблюдателей за общероссийским голосованием.

Участники Альянса не раз доказывали, что вместе могут создать эффективную систему гражданского контроля за процедурами голосования.

Альянс консолидирует граждан, готовых собирать информацию о голосовании для дальнейшего анализа и независимой оценки.

Альянс проведет обучение наблюдателей, членов комиссий и представителей СМИ, снабдит их методическими материалами и инструментами передачи информации.

Альянс открыт для взаимодействия со всеми гражданами и организациями, разделяющими общепризнанные ценности свободных выборов и референдума.